радиотехника

Сайт центра детского творчества "Старт"  села Линды городского округа город Бор             

радиотехника

 

 

Муниципальное  образовательное  учреждение   

дополнительного  образования   детей 

центр  детского  творчества  «Старт»

                                       

 УТВЕРЖДЕНО:

                                                       На педсовете  МОУ ДОД  ЦДТ  «Старт»

                                                                  Протокол  №……от………………2007г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА ОБЪЕДИНЕНИЯ

 

«Радиотехника»

 

Предназначена  для  обучающихся с 12 лет.

Срок  реализации  программы – 3  года

 

 

 

 

                                         Исполнитель:

                                                           педагог дополнительного

                                                                  образования   Латышев  С.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижегородская  область,

Борский  район,  с.Линда

2007 год.

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

 

      Именно  здесь  учащиеся  приобщаются  к  знаниям  в  области  радиотехники  и  электроники.  Без  них  сегодня  не  обойтись  цивилизованному  человеку.  В  быту  нас  окружают  самые  разнообразные  радиотехнические  устройства:  радиоприемники  и  телевизоры,  магнитофоны,  видеотехника,  радиотелефоны,  бытовые  приборы.  Во  всем  этом  нужно  уметь  грамотно  разбираться,  чтобы  правильно  с  ними  обращаться,  а  при  необходимости  найти  и  устранить  неисправность.  Вот  почему  так  важно  изучать  электронику  буквально  с  детства,  со  школьной  скамьи.

      Программа  занятий  в  объединении  рассчитана  на  подготовку  ребят  к  самостоятельному  конструированию  несложной  радиотехнической  аппаратуры.  Она  предусматривает  изучение  необходимых  теоретических  сведений  по  радиотехнике  и  выполнение  монтажных,  сборочных  и  наладочных  работ  по  изготовлению  радиоустройств.  Теоретические  сведения  сообщаются  ребятам  в  форме  познавательных  бесед  продолжительностью  не  более  15-20  минут  на  каждом  двухчасовом  занятии.  Это  именно  беседы  с  демонстрациями  деталей,  приборов,  опытов,  с  вопросами  и  ответами,  спорами  кружковцев.  Большую  же  часть  необходимых  теоретических  знаний  учащиеся  получают  при  разборе  принципиальных  схем  планируемых  к  изготовлению  усилителей,  приемников,  измерительных  приборов,  в  процессе  выполнения  практических  работ.  Некоторые  беседы  могут  проводить  сами  ребята,  подобрав  с  помощью  педагога  соответствующую  литературу.  Вообще,  научить  радиолюбителей  пользоваться  технической  литературой,  и  особенно  справочной, - одна  из  важнейших  задач,  стоящих  перед  объединением.

      Целью  программы  является  обучение  воспитанников  основам  радиоэлектроники  с  ориентацией  их  на  получение  радиотехнических  и  радиоинженерных  специальностей  в  колледжах,  ВУЗах.

      В  основу  образования  по  данной  программе  положен  принцип  интеграции  теоретического  обучения  с  процессом  практической  исследовательской,  самостоятельной  научной  деятельности  воспитанников  и  технико-технологического  конструирования,  который  определяет  задачи:

·        Формирование  творческой  личности  с  активной  позицией  к  самообразованию  и  творчеству;

·        Ранняя  ориентации  на  новейшие  технологии  и  методы  организации  практической  деятельности  в  сфере  радиоэлектроники;

·        Формирование  навыков  современного  организационно-экономического  мышления,  обеспечивающих  социальную  адаптацию  в  условиях  современных  рыночных  отношений.

·        Приобретение  навыков  коллективного  труда;

·        Организация  разработок  технико-технологических  проектов.

 

     Программа  рассчитана  на  три  года  обучения,  для  учащихся  с  6  по  11  классов:  первый  год  обучения -276  часов,  второй  и  третий – 414  часов.  Количество  обучаемых  в  группе  12-15  человек.

      Содержание  программы  разработано  на  основе  системного  анализа  технических  средств  радиоэлектроники  и  принципа  типичности.  Сущность  этого  принципа  состоит  в  том,  что  вместо  изучения  всех  разновидностей  электрорадиоэлементов  электронной  аппаратуры,  приборов,  схем  и  систем  определенного  класса  рассматривают  лишь  типичные,  в  которых  раскрываются  характерные  и  наиболее  устойчивые  признаки  всего  класса.  Одновременно  уделяется  внимание  тем  принципиальным  теоретическим  положениям,  которые  лежат  в  основе  работы  ведущих  групп  радиоэлектронных  элементов,  схем  и  систем.  Такой  подход  позволяет  рассчитывать  на  сознательное  и  творческое  усвоение  закономерностей  радиоэлектроники  с  возможностью  их  реализации  в  изменившихся  условиях,  а  также  в  продуктивном  использовании  в  практической  и  опытно-конструкторской  деятельности.

      Формой  построения  занятия  является  урок  с  вводной,  основной  и  заключительной  частью.  Вводная  часть  предназначена  для  подготовки  обучающихся  к  занятию,  где  сообщаются  тема  занятия  и  задачи.  В  основной  части  осуществляется  решение  главных  задач,  поставленных  перед  занятием.  Заключительная  часть  служит  для  подведения  итогов  урока,  объявления  лучших  учеников  и  лучших  работ.

      Выполняя  специальные  задания,  обучающиеся  приобретают  общетрудовые,  специальные  и  профессиональные  умения  и  навыки,  необходимые  для  монтажа  и  сборки  радиоэлектронной  аппаратуры,  которые  закрепляются  в  дальнейшем  в  процессе  разработки  проекта.  Содержание  практических работ  и  виды  проектируемых  объектов  могут  уточняться  в  зависимости  от  желания  учащихся,  наличия  материалов,  средств. 

      На  учебных  занятиях  следует  обращать  особое  внимание  на  соблюдение  учащимися  правил  безопасности  труда,  противопожарных  мероприятий,  санитарии  и  личной  гигиены,  на  выполнение  экологогигиенических  требований  при  работе  с  радиоэлектронной  техникой,  при  монтаже  и  пайке  РЭА.

      По  окончанию  учебного  года  обучающиеся  сдают  переводные  нормативы  по  теории  и  практике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нормативные требования, содержание и методика

Проведение контрольных испытаний. Переводные и

Выпускные требования. Радиотехнический кружок.

 

 

Содержание

требований

 

 

1-год обучения

2-й год обучения

3-й год обучения

Форма проведения

Оценка нормативов

Форма проведения

Оценка проведения

Форма проведения

Оценка нормативов

Теория

Зачётный

урок

Зачет

Зачётный

урок

Зачет

Зачётный

урок

Зачет

Государственные символы.

Радиотехнические материалы.

Зачётный

урок

Зачет

Зачётный

урок

Зачет

Зачётный

урок

Зачет

Полупроводниковые приборы.

Зачётный

урок

Зачет

Зачётный

урок

Зачет

Зачётный

урок

Зачет

Усилители и генераторы.

 

 

Зачётный

урок

Зачет

Зачётный

урок

Зачет

Практика.

Зачётный

урок

Зачет

Зачётный

урок

Зачет

Зачётный

урок

Зачет

Изготовление источников питания.

Подготовка к новому году.

Изготовление бегущих огней, цветомузыки, новогодних гирлянд.

Зачётный

урок

Зачет

 

 

Зачётный

урок

Зачет

Подготовка изделий к районному конкурсу «Талант»

Участие

 

Участие

 

Конкурс

Призовое место

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебный план

  объединения «Радиотехника»

 

Темы  занятий

 

1 год

2 год

3  год

Вводное  занятие

2

4

4

Радиотехнические материалы

40

60

4н0

Полупроводниковые приборы

50

80

80

Усилители и генераторы

 

38

50

60

Микросхемы 

 

50

30

40

Заключительное  занятие

                                                                                      

4

6

6

Всего

 

 

 

184

230

230

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно - тематический план

  объединения  «Радиотехника» 1-го  года  обучения

 

Наименование  тем

Всего  часов

теория

практика

1.

Вводное  занятие

2

1

1

2.

Электро-  и  радиотехнические  материалы.  Пайка  и  основы  электрического  монтажа.

10

2

8

3.

Элементы  радиотехники.

10

5

5

4.

Постоянный  электрический  ток.

10

2

8

5.

Переменный  электрический  ток.

10

2

8

6.

Полупроводниковые  приборы.  Основные  сведения  о  микросхемах.

50

10

40

7.

Антенны  и  заземление.  Детекторный  приемник.

38

8

30

8.

Усилители  и  приемники  на  транзисторах.

50

10

40

9.

Заключительное  занятие.

4

2

2

 

Итого:

184

42

142

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно - тематический план

  объединения «Радиотехника» 2-го  года  обучения

 

Наименование  тем

Всего  часов

теория

практика

1.

Вводное  занятие

4

2

2

2.

Питание  радиоэлектронных  устройств  от  сети  переменного  тока.

30

10

20

3.

Транзисторные  приемники  прямого  усиления.

30

10

20

4.

Измерительные  приборы.

20

2

18

5.

Усилители  низкой  частоты.  Питание  усилителей  низкой  частоты.

30

5

25

6.

Элементы  цифровой  техники.

40

10

30

7.

Мультивибраторы.

40

10

30

8.

Шифратор  и  дешифратор.

30

5

25

9.

Заключительное  занятие.

6

2

4

 

Итого:

230

56

174

 

 

 

 

 

 

 

Учебно - тематический план

  объединения  «Радиотехника»3-го  года  обучения

 

Наименование  тем

Всего  часов

теория

практика

1.

Вводное  занятие

4

2

2

2.

Транзисторные  супергетеродинные  приемники

30

5

25

3.

Электровакуумный  и  газоразрядные  приборы.

30

10

20

4.

Усиление  и  генерирование  электрических  колебаний.

20

5

15

5.

Реле  времени.

30

10

20

6.

Электромеханическое  реле  как  исполнительные  устройства  автоматики.

40

10

30

7.

Шаговые  искатели  в автоматических  устройствах.

30

5

25

8.

Датчики.

26

6

20

9.

Акустические  датчики.

20

2

18

 

Итого:

230

55

175

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ

 

1–й год  обучения.

 

1.Вводное  занятие.  Знакомство  с  целями  и  задачами  объединения.  Правила  по  технике  безопасности.  Государственная  символика.  Обсуждение  плана  работы.  Организационные  вопросы.  Учебные  пособия  и  литература,  рекомендованные  для  освоения  курса  и  самостоятельного  изучения.

 

2.Электро-  и  радиотехнические  материалы.  Пайка  и  основы  электрического  монтажа.  Классификация  материалов.  Основные  электротехнические  и  радиотехнические  материалы,  применяемые  для  изготовления  радиодеталей,  панелей,  шасси,  корпусов  самодельных  приборов.  Способы  и  приемы  их  обработки. 

      Практические  работы:  Изготовление  монтажных  плат  из  пластика  или  фанеры  для  намеченных  к  выполнению  монтажных  схем  и  приборов.  Припои,  флюсы.  Правила  пайки.  Основы  монтажа  электрических  схем. 

      Практические  работы:  Учебный  монтаж.  Обслуживание  и  пайка  проводников.  Пайка  радиодеталей  и  монтажных  проводов.  Монтаж  учебных  блоков.  Вязка  жгутов.

 

3.Элементы  радиотехники.   Строение  вещества.  Проводники,  полупроводники  и  диэлектрики.  Электрический  ток.  Сила  тока.  Измерение  силы  тока.  Электрическое  напряжение.  Единицы  измерения  электрического  напряжения.         Безопасность  труда  при  проведении  измерений  в  электрических  цепях.                         Последовательная  электрическая  цепь.  Электрическое  сопротивление.  Единицы  измерения  электрического  сопротивления.  Условные  графические  обозначения  резисторов.  Резисторы:  основные  типы,  их  характеристики  и  применение.

      Закон  Ома  для  участка  цепи.  Электродвижущая  сила.  Химические  источники  тока.  Закон  Ома  для  полной  цепи.

      Последовательное  и  параллельное  соединение  проводников.  Реостат.  Делитель  напряжения.  Расчет  параметров  элементов  электрической  цепи  постоянного тока.

      Магнитное  поле.  Проводник  в  магнитном  поле.  Магнитное  поле  катушки.  Электромагнит.  Электромагнитная  индукция.

      Переменный  электрический  ток  и  его  основные  характеристики:  амплитуда,  частота,  период,  фаза.

      Индуктивность.  Катушка  индуктивности.  Условные  графические  обозначения  катушки  индуктивности.  Единицы  измерения  индуктивности.  Расчет  катушек  индуктивности.  Индуктивное  сопротивление.  Последовательное  и  параллельное  соединение  индуктивностей.

      Электрическая  емкость.  Единицы  измерения.  Условные  графические  обозначения.  Емкостное  сопротивление.  Последовательное  и  параллельное  соединение  емкостей.

      Конденсаторы:  основные  типы,  их  характеристики  и  применение.

      Активное  и  реактивное  сопротивление  в  цепи  переменного  тока.

      Практическая  работа:  Изготовление  электрифицированных  учебно-наглядных  пособий.  Простейшая  светомузыкальная  приставка.

4.Постоянный  электрический ток.  Электрическая  цепь  постоянного  тока  и  ее  элементы.  Ток,  напряжение,  сопротивление,  мощность,  единицы  их  измерения.  Линейные  и  нелинейные  сопротивления.  Резисторы,  терморезисторы,  фоторезисторы,  варисторы.  Условные  графические  обозначения.  Способы  соединения  резисторов.  Закон  Ома  для  участка  цепи.  Графический  метод  расчета  электрических  цепей  с  нелинейными  сопротивлениями.  Основные  понятия  об  измерении  сопротивлений,  токов  и  напряжений.  Авометр.

      Практическая  работа:  Чтение  электрических  схем.  Расчет  простых  электрических  цепей.  Сборка  и  исследование  схем  с  последовательным  и  параллельным  соединением  резисторов.  Измерения  с  помощью  авометра.  Снятие  вольтамперных  характеристик  нелинейных  резисторов.  Изготовление  стендов  «Электрическая  цепь  постоянного  тока»,  «Резисторы»,  «Электроизмерительные  приборы».

5.Переменный  электрический  ток.  Форма  переменного  синусоидального  тока.  Амплитуда,  частота,  период,  фаза.  Конденсатор.  Единицы  измерения  емкости.     Типы  конденсаторов,  условные  обозначения.  Конденсатор  в  цепи  переменного  тока.  Катушка  индуктивности.  Единицы  измерения  индуктивности.  Индуктивное  сопротивление.  Понятие  электрической  мощности.  Единицы  измерения  и  расчет  мощности  постоянного  тока.

      Практическая  работа:  Изготовление  регулятора  мощности  для  паяльника,  ограничителя  переменного  тока  и  других  устройств,  изготовление  простейшей  цветомузыкальной  приставки.

6.Полупроводниковые  приборы.  Основные  сведения  о  микросхемах.  Полупроводниковый  диод,  транзистор.  Их  принцип  действия,  основные  параметры,  вольтамперные  характеристики.  Условные  графические  обозначения,  маркировки.

      Тиристоры.  Фотодиоды,  варикапы,  светодиоды – их  принцип  действия,  основные  параметры  и  характеристики.  Условные  графические  обозначения,  маркировка.  Применение  полупроводниковых  приборов.

      Демонстрации:  Образцы  различных  полупроводниковых  приборов,  различные  блоки  радиоэлектронной  аппаратуры.  Плакаты  по  теме  «Электроника  и  радиотехника»

      Практическая  работа:  Знакомство  с  условными  графическими  обозначениями  полупроводниковых  приборов  по  схемам  приемников,  телевизоров,  магнитофонов.  Снятие  характеристик  полупроводниковых  приборов.  Изготовление  простых  приборов  для  проверки  диодов,  транзисторов,  тиристоров;  изготовление  имитатора  звука  падающего  шарика,  электронного  сторожа,  сенсорного  выключателя  и  т.п.  Изготовление  стендов  «Полупроводниковые  диоды»,  «Транзисторы».

      Принцип  действия,  конструкция,  разновидность  микросхем.  Условные  графические  обозначения,  маркировка,  особенности  монтажа  и  область  применения  наиболее  распространенных  микросхем.

      Демонстрации:  Образцы  различных  микросхем,  блоки  радиоэлектронной  аппаратуры  на  микросхемах.

      Практическая  работа:  Изготовление  простых  устройств  на  микросхемах  (генератор  прямоугольных  колебаний,  перестраиваемый  по  частоте;  приемник  усиления  на  одной  микросхеме;  электронный  звонок  и т.п.).

7.Антенны и  заземления. Детекторный  приемник. Понятие  об  электромагнитном  поле.  Длина  волны  и  ее  зависимость  от  частоты  колебаний  переменного  электромагнитного  поля  и  скорости  распространения  электромагнитных  волн.  Деление  волн  по  диапазонам.  Назначение  антенны  и  заземления.  Устройство  антенн  (метелка,  штырь,  Т-образная,  Г-образная,  однолучевая,  многолучевая,  магнитная).  Тип  антенны  в  зависимости  от  местных  условий  радиоприема.  Устройство  заземления.

      Правила  подвески,  изоляции  наружных  антенн,  устройства  снижения  и  ввода  в  помещение.  Способ  защиты  радиоустановки  от  атмосферного  электричества.  Конструкция  газопереключателя  и  место  его  установки.  Правила  монтажа  заземляющего  провода.

      Практическая  работа:  Установка  наружной  антенны,  газового  переключателя.  Устройство  заземления.

      Структурная  и  принципиальная  схемы  приемника.  Краткие  сведения  о  работе  и  конструкции  детекторного  приемника.  Порядок  расчета,  конструирования  и  налаживания  приемника.  Катушки  индуктивности.  Их  разновидности  и  способы  изготовления.  Понятия  о  марках  обмоточных  проводов.

      Резисторы  и  конденсаторы,  применяемые  в  радиолюбительской  аппаратуре.  Их  назначение,  устройство,  типы  и  маркировка.  Правила  подбора  и  монтажа  резисторов  и  конденсаторов.

      Монтажный  провод.  Вспомогательные  детали:  зажимы  (клеммы),  штепсельные  гнезда,  выключатели  и  переключатели.  Их  назначение  и  правила  монтажа.

      Практические  работы.  Элементарное  конструирование  структурной  и  принципиальной  схем  приемника.  Элементарный  расчет  колебательного  контура.  Изготовление  катушки  индуктивности  колебательного  контура  приемника  по  расчетным  данным.  Подбор  деталей.  Составление  монтажной  схемы.  Монтаж  и  испытание  приемника.  Изготовление  корпуса  приемника.

8.Усилители  и  приемники  на  транзисторах.   Работа,  конструкция  и  монтаж  усилителей  низкой  частоты  на  одном,  двух  и  трех  транзисторах,  приемника  на  двух  транзисторах.  Разбор  рекомендуемых  схем  усилителей  и  приемника.  Правила  монтажа  полупроводниковых  приборов.

      Практическая  работа.  Конструирование  и  изготовление  демонстрационного  (смонтированного  на  открытой  панели  с  приближением  к  принципиальной  схеме)  усилителя  низкой  частоты  и  его  налаживание.

      Конструирование  и  изготовление  демонстрационного  двухтранзисторного  приемника  и  его  налаживание.

9.Заключительное  занятие.  Обсуждение  итогов  работы  за  год,  подготовка  к  отчетной  выставке.  Рекомендации  по  работе  в  летние  каникулы.

2-й  год  обучения

 

1.Вводное  занятие.  Состояние  и  перспективы  развития  радиоэлектроники.  Задачи  объединения.  Организационные  вопросы.  Вводный  инструктаж  по  технике  безопасности  при  работе  с  электроинструментами,  измерительной  аппаратурой,  ламповыми  конструкциями  на  станках.  Оказание  первой  помощи.

2.Питание  радиоэлектронных  устройств  от  сети  переменного  тока.  Общие  сведения  о  выпрямительных  устройствах.  Основные  формулы  для  расчета  распространенных  однофазных  выпрямителей  с  емкостным  и  индуктивным  фильтром.  Схема  сглаживающих  фильтров  и  формулы  для  их  расчета.     Параметрическая  стабилизация  постоянного  напряжения  с  использованием  микросхем.

      Практическая  работа:  Изготовление  стабилизированных  источников  питания  для  нужд  объединения.  Изготовления  демонстрационного  макета  выпрямителя    использованием  осциллографа).

3.Транзисторные  приемники  прямого  усиления.  Понятие  о  каскадах  приемников.  Их  сочетания.  Условные  обозначения.

      Детекторный  и  усилительный  каскады  в  различных  сочетаниях.  Параметры  транзисторов.  Разбросанность  параметров  однотипных  транзисторов.  Проверка  параметров  транзистора  перед  вмонтированием  в  приемник  (или  заменой).  Разбор  конструкций  и  работы  приемников.  Порядок  составления  монтажных  схем.  Техника  монтажа  и  налаживания  приемников.

      Практические  работы:  Проверка  транзисторов  при  помощи  миллиампера.  Изготовление  и  налаживание  демонстрационных  (на  открытых  панелях)  и  портативных  транзисторных  приемников. 

      Изготовление  корпусов  портативных  приемников  и  ручек  управления.

4.Измерительные  приборы.  Универсальный  пробник,  генератор  стандартных  сигналов,  измеритель  RCL,  миллиамперметр,  вольтметр,  омметр,  универсальный  прибор  «Школьный»,  звуковой  генератор,  прибор  для  проверки  транзисторов,  осциллограф.  Их  конструкции,  назначение,  краткие  характеристики.

      Практические  работы:  Изготовление  универсального  пробника    электромагнитным  телефоном).

     Проверка  низкочастотного  приемника  с  помощью  генератора  стандартных  сигналов.

      Измерение  сопротивления  резисторов  (R),  емкости  конденсаторов  (С)  и  индуктивности  (L)  катушек  колебательных  контуров  с  помощью  измерителя  RCL.

      Измерения  токов,  напряжений  и  сопротивлений  с  помощью  авометра.

      Проверка  параметров  маломощных  транзисторов.

      Проверка  и  налаживание  низкочастотного  тракта  радиоаппаратуры  с  помощью  звукового  генератора.

5.Усилители  низкой  частоты.  Питание  усилителей  низкой  частоты.

Технические  требования,  предъявляемые  к  усилителям  низкой  (звуковой  частоты)  (УНЧ).  Параметры  УНЧ.

      Принцип  работы  лампового  УНЧ  с  резистивно-емкостной  и  трансформаторной  связями.  Предварительный  и  оконечный  усилители.  Одно -  и  двухтактный  усилители  мощности. Включение  нагрузки.  Выходной  трансформатор.  Трансформаторная  и  фазоинверсная  схема  перехода  от  однотактных  усилителей  к  двухтактным.  Регуляторы  громкости.  Частная  коррекция.

      Транзисторные  УНЧ,  их  преимущества  и  недостатки  по  сравнению  с  ламповыми.  Усилитель  с  двухтактным  бестрансформаторным  оконечным  каскадом,  его  достоинства.

      Разбор  принципиальной  схемы  лампового  УНЧ  для  проигрывания  грампластинок,  порядок  его  изготовления  и  налаживания.

      Элементарное  понятие  о  коэффициенте  усиления.

      Практические  работы:  Конструирование,  вычерчивание  принципиальных  схем  двухкаскадных  УНЧ:  лампового,  транзисторного.

      Подбор  деталей.  Составление  монтажных  схем.  Изготовление  шасси,  монтаж  деталей  и  их  соединений.  Проверка  и  налаживание  усилителей.  Изготовление  корпусов  к  усилителям.

6.Элементы  цифровой  техники.   Общие  понятия  о  системах  счисления.  Основы  алгебры  логики.  Логические  элементы.  Регистры,  счетчики,  шифраторы,  дешифраторы,  мультиплексоры,  демультиплексоры  и  другие  элементы.  Устройство,  принцип  действия,  условные  графические  обозначения  и  области  применения.

      Практическая  работа:  Изготовление  электронных  часов  с  цифровой  индексацией  и  других  устройств.

7.Мультивибраторы.  Схема  мультивибратора.  Физические  основы  происходящих  процессов.  Параметры,  влияющие  на  частоту  колебаний  мультивибратора.  Несимметричный  мультивибратор.  Применение  мультивибратора.  Мультивибратор  в  самоделках  объединения.

      Практические  работы:  Изготовление  самоделок  на  базе  мультивибратора:  мигалки,  электронного  звонка,  переключателя  нагрузок,  электронной  удочки,  комбинированного  прибора  «Спутник  туриста»,  включающего  в  себя  сигнализатор  изменения  температуры,  сигнализатор  влажности  и  фотосигнализатор.

8.Шифратор  и  дешифратор.

9.Заключительное занятие.   Отчет  каждого  члена  кружка  о  проделанной  работе.  Поощрение  активных  ребят.  Организация  отчетной  выставки,  выбор  экспонатов  для  районной  выставки.  Обсуждение  плана  работы  на  следующий  учебный  год

 

 

 

 

 

 

 

3-й  год  обучения

 

1.Вводное  занятие.  Достижения  науки,  техники  и  промышленности  в  создании  и  выпуске  новых  видов  приборов  и  радиоэлектронной  аппаратуры,  основанных  на  широком  применении  микроэлектроники,  лазерной  техники.

      Порядок  работы  объединения.  Вводный  инструктаж  по  технике  безопасности  при  работе  с  электроинструментами,  на  станках,  с  измерительной  аппаратурой,  с  ламповыми  конструкциями.  Оказание  первой  помощи.  Обсуждение  плана  работы  объединения.

2.Транзисторные  супергетеродинные  приемники.  Отличительные  особенности  транзисторных  супергетеродинов  (по  сравнению  с  ламповыми).  Особенности  колебательных  контуров.  Входные  цепи.  Преобразователь  частоты  и  его  цепи.  Усилитель  промежуточной  частоты.  Фильтр  сосредоточенной  селекции.  Детектор.  Автоматическая  регулировка  усиления.  Усилитель  низкой  частоты.  Конструктивные  особенности  транзисторных  супергетеродинов.  Налаживание  приемников.

      Практические  работы.  Изготовление  простого  супергетеродинного  приемника  на  транзисторах.  Вычерчивание  схемы.  Подбор  деталей.  Намотка  катушек.  Монтаж  приемника  на  панели.  Налаживание  приемника  по  радиостанциям.  Проверка  качественных  показателей  приемника  по  приборам.

3.Электовакуумный  и  газоразрядные  приборы.  Принцип  работы  радиолампы.  Устройство  вакуумного  диода.  Вольтамперная  характеристика.  Условные  обозначения  и  применение  диода.

      Трехэлектродная  лампа-триод.  Устройство.  Роль  управляющей  сетки.  Анодно – сеточная  характеристика.  Графическое  изображение  трехэлектродной  лампы  и  ее  применение.

      Знакомство  с  конструктивными  особенностями  тетрода,  пентода,  гептода.  Комбинированные  радиолампы.  Цоколевка  радиоламп.  Система  условных  обозначений  радиоламп.

      Принцип  действия  газоразрядных  приборов.  Явление  ионной  проводимости.  Вольтамперная  характеристика.  Основные  типы  газоразрядных  приборов.  Устройство,  принцип  работы,  графическое  изображение  неоновой  лампы  и  тиратрона  МТХ-90

      Практические  работы.  Изготовление  автоматического  переключателя  на  электронной  лампе  и  вольтметра  на  неоновой  лампе.

4.Усиление  и  генерирование  электрических  колебаний.   Общие  сведения  об  электронных  усилителях.  Их  назначение,  область  применения.  Понятие  о  каскаде  и  коэффициенте  усиления.

      Общие  сведения  о  генераторах.  Положительная  обратная  связь.  Форма  кривой  генерируемых  колебаний.

      Знакомство  с  физическими  основами  трансформатора.  Трансформатор  в  качестве  фазовращателя.

      RC-цепочка.  Процесс  заряда  и разряда  конденсатора.  Постоянная  времени.  Генератор  релаксационных  колебаний.  Неоновая  лампа  в  качестве  разрядного  устройства.  Форма  релаксационных  колебаний.

      Практические  работы:  Изготовление  фотосигнализатора,  электронного  звонка  или  сирены.  Разработка  конструкции  мигалки  на  неоновой  лампе.

5.Реле  времени.  Механическое  реле  времени.  Принцип  работы  электронного  реле  времени.  Схема  реле  времени  на  транзисторах.  Применение  реле  времени  в  технике  и  быту.

      Практические  работы.  Изготовление  транзисторного  реле  времени  на  основе  печатного  монтажа.

6.Электромеханическое  реле  как  исполнительные  устройства  автоматики.  Основные  типы  электромеханических  реле:  электромагнитные  (постоянного  или  переменного  тока),  магнитоэлектрические,  электродинамические,  индукционные,  электротермические  (тепловые).

      Принцип  действия  и  области  применения  электромеханических  реле.  Основные   параметры  реле  и  их  практическое  определение.

      Практические  работы:  Сборка  схемы  измерения  токов  срабатывания  и  отпускания  реле.  Оформление  учебного  стенда  «Электромеханическое  реле».  Изготовление  автоматического  переключателя  нагрузок  (по  выбору):  на  тепловом  реле,  на  стартерах  от  люминесцентных  ламп,  на  базе  мультивибратора,  на  поляризованном  реле.

7.Шаговые  искатели  в  автоматических  устройствах.   Понятие  об  устройстве  и  действие  реле-искателей  и  шаговых  искателей.  Основные  их  типы.  Правила  ухода  за  шаговыми  искателями  (регулировка,  смазка,  чистка).  Условные  обозначения  реле – искателей  и  шаговых  искателей  на  принципиальных  схемах.  Применение  их  в  технике.

      Практические  работы:  Изготовление  электрифицированных  учебных  пособий  с  применением  шаговых  искателей.  Конструирование  игровых  аппаратов  на  базе  шагового  искателя.  Изготовление  устройства  для  автоматического  последовательного  включения  букв,  надписей,  экспонатов  и  т.д.

      Изготовление  светового  табло  с  исполнительным  устройством  на  шаговом  искателе    качестве  задающего  устройства  может  быть  использован  метроном  на  поляризованном  реле). 

8.Датчики.  Датчики  как  электронные  органы  «чувств»  автоматических  устройств.  Подразделение  датчиков  по  параметрам  физических  величин,  на  изменение  которых  они  реагируют:  механические  (изменение  силы,  давления,  скорости,  уровня,  расхода  и  т.д.),  тепловые  (изменение  температуры,  теплопроводности),  электрические  (изменение  тока,  напряжения,  мощности,  сопротивления,  частоты),  оптические  (изменение  яркости,  освещенности,  цвета),  акустические  (изменение  громкости,  высоты,  звука).  Области  применения  датчиков.

      Практическая  работа:  Изготовление  учебных  стендов-макетов  для  демонстрации  принципа  действия  датчиков  различных  систем.

      Изготовление  реле  времени  на  различные  интервалы  выдержки  (автомат  для  фотопечати  или  выдержки  технологического  процесса).

9.Акустические  датчики.  Звук  и  звуковые  волны.  Акустический  резонанс.  Акустическое  реле.  Микрофон – акустический  датчик  слышащего  автомата.  Устройство  угольного  и  электродинамического  микрофонов.

      Практические  работы:  Изготовление  развернутой  схемы  акустического  реле.  Изготовление  слышащего  автомата  «Тише»  или  однокомандной  аппаратуры  для  модели,  управляемой  звуковым  сигналом.

10.Заключительное  занятие.   Подведение  итогов  работы  за  три  года.  Разбор  результатов  работы  каждого  кружковца.  Награждение  ребят.  Рекомендации  по  дальнейшей  работе. 

 


 

 

ПРИМЕРНЫЙ ГРАФИК ПРОХОЖДЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ГРУППЫ 1-го ГОДА ОБУЧЕНИЯ. РАДИОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ.

   

        Тема.    

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

Всего

Вводное занятие.

  теория

  практика

 т

  п

  т

  п

  т

  п

  т

  п

  т

  п

  т

  п

  т

  п

  т

  п

  т

  п

  т

  п

 

3

  -

  -

  -

  -

  -

  -

  -

  -

  -

  -

  -

  -

  -

  - 

  - 

  -

  - 

  -

  -

  -

  -

 3

 

Радиотехнические материалы.

1

2

2

4

  -

6

3

3

1

5

  -

5

  -

6

3

3

2

4

1

5

1

2

62

 

Полупроводниковые приборы диоды, транзисторы, теристоры.

2

4

1

7

2

6

1

7

2

6

1

7

2

6

1

7

  -

8

2

6

  -

2

80

 

Усиление и генераторы.

2

5

4

3

2

5

3

4

1

6

  -

7

3

4

4

2

  -

7

1

6

2

6

71

Микросхемы тригеры.

2

4

1

2

  -

4

1

3

1

3

  -

3

  -

5

1

2

2

1

1

1

1

1

52

 

Заключительное

            занятие.

  -

1

1

2

  -

1

  -

2

  -

1

  -

2

  -

  -

1

2

  -

2

  -

3

  -

1

8

 

 

       Всего.

26

27

26

 27

 

26

25

26

26

26

26

16

276

                                      

 

 

 

 

 

 

 

ПРИМЕРНЫЙ ГРАФИК ПРОХОЖДЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ГРУППЫ  2-го ГОДА ОБУЧЕНИЯ. РАДИОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ.

   

        Тема.    

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

Всего

Вводное занятие.

  т

  п

 т

  п

  т

  п

  т

  п

  т

  п

  т

  п

  т

  п

  т

  п

  т

  п

  т

  п

  т

  п

 

1

  -

1

  -

1

  -

1

  -

1

  -

1

  -

1

  -

1

  -

1 

  -

1

  -

  -

  -

 10

 

Радиотехнические материалы. Измерительные приборы.

3

9

4

8

4

8

2

10

6

6

4

8

3

9

  -

12

5

7

2

10

  -

  -

120

 

 

 

Полупроводниковые приборы денисторы, варикапы. 

4

10

4

10

5

9

6

8

4

10

 -

14

2

12

8

6

2

12

5

9

2

8

150

 

 

 

Усилители и генераторы мостовые.

3

9

  -

12

4

8

6

6

8

4

2

10

1

11

  -

12

3

9

2

10

4

6

130

 

 

 

 

Заключительное

            занятие.

  -

  -

  -

 -      

  -

  -

  -

  -

  -

  -

  -

  -

  -

  -

  -

  -

  -

  -

  -

  -

  -

4

4

    

 

       Всего.

39

39

39

39

39

39

39

39

39

39

24

414

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИМЕРНЫЙ ГРАФИК ПРОХОЖДЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ГРУППЫ 3-го ГОДА ОБУЧЕНИЯ

РАДИОТЕХНИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

 

   

        Тема    

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

Всего

Вводное занятие

  т

  п

 т

  п

  т

  п

  т

  п

  т

  п

  т

  п

  т

  п

  т

  п

  т

  п

  т

  п

  т

  п

 

2

  -

2

  -

  -

  -

2

  -

2

  -

  -

  -

2

  -

  -

  -

2

  -

  -

  -

  -

  -

 12

 

Радиотехнические материалы. Индикаторы, блоки питания

2

5

1

6

2

8

3

5

2

6

5

5

2

6

4

6

1

7

3

7

  -

  2

88

Полупроводниковые приборы декодеры, герконы. 

2

7

3

6

  -

6

1

7

  -

8

1

7

1

7

2

6

2

6

1

7

  -

  -

80

Усилители  и генераторы Импульсные УНЧ Усилители ВЧ

4

6

3

7

5

7

5

5

4

6

2

8

2

8

3

7

3

7

2

8

  -

2

104

Микросхемы цифровые аналоговые.

4

7

1

10

2

9

3

8

2

9

3

8

3

8

6

5

2

9

1

10

1

9

120

Заключительное

    занятие.

-

 

-

-

-

-

-

 

-

-

-

-

10

10

Всего

39

39

39

39

39

39

39

39

39

39

24

414

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


МЕТОДИЧЕСКОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ  ПРОГРАММЫ  

       

      Программа занятей в объединении рассчитана на подготовку обучающихся к самостоятельному конструированию несложной аппаратуры. Она предусматривает изучение необходимых  теоретических сведений по радиотехнике и выполнение монтажных, сборочных и наладочных работ по изготовлению радиоустройств. Содержание теоретических  сведений должно  согласовываться с характером практических работ по каждой теме программы.

       Последовательность прохождения тем может отличаться от указанной в программе, а некоторые являются сквозными на всё время работы кружка.

Занятия в кружке не следует перегружать беседами по основам электро и радиотехники, устройству и работе деталей, приборов.

       Методика обучения строится на педагогических и дидактических принципах: от простого к сложному, постепенности, планомерности и т.д.

       Формой построения занятия является урок с вводной, основной и заключительной частью. Вводная часть предназначена  для подготовки обучающихся к занятию, где сообщаются тема занятия и задачи. В основной части осуществляется  решение главных задач, поставленных перед занятием. Заключительная часть служит для подведения итогов урока, объявления лучших учеников и лучших работ.

        По окончанию учебного года обучающиеся сдают переводные нормативы по теории  и практике. 

                                        

Требования к знаниям и умениям учащихся

 

Воспитанники  1-го  года  обучения

                                                                      

Должны  знать

·        Меры  безопасности  при  работе  в  лаборатории;

·        Основные  электрические  величины;

·        Закон  Ома  и  его  практическое  применение  для  участка  цепи;

·        Сведения  о  переменном  токе  и  его  основных  параметрах  (период,  частота,  амплитуда);

·        Частотный  диапазон  радиовещания;

·        Принцип  работы  приемника  прямого  усиления;

·        Назначение  интегральных  микросхем,  их  использование  в  радиолюбительских  устройствах.

 

                                                                         Должны  уметь

·        Качественно  и  правильно  производить  пайку  и  монтаж  радиоэлементов;

·        Читать  простейшие  принципиальные  схемы  радиоустройств;

·        Разрабатывать  и  изготовлять  печатные  платы  простейших  РЭУ;

·        Пользоваться  справочной  литературой.

 

Воспитанники  2-го  года  обучения

                                                                    

Должны  знать

·        Правила  и  меры  безопасности  при  работе  с  электроинструментами;

·        Основные  характеристики  УЗЧ;

·        Выходную  мощность,  сопротивление  нагрузки  усилителя,  чувствительность,  степень  нелинейных  искажений;

·        Общие  устройства  и  принцип  работы  основных  микросхем  серий  К155,  К176,  К561  (логика,  счетчик,  триггеры,  дешифраторы,  мультиплексоры);

·        Общие  сведения  о  генераторах  электрических  колебаний,  принцип  их  работы;

·        Порядок  отыскания  неисправностей  в  различной  аппаратуре;

·        Методику  проверки  работоспособности  отдельных  деталей.

                                                                      Должны  уметь

·        Самостоятельно  разрабатывать  и  изготовлять  печатные  платы  для  монтажа  радиоаппаратуры  средней  сложности;

·        Пользоваться  промышленными  электро-радиоизмерительными  приборами:

·        Изготовлять  самодельные  радиоустройства. 

 

Воспитанники  3-го  года  обучения

                                                                  

Должны  знать

·        Правила  и  меры  безопасности  при  работе  с  электроинструментами;

·        Методы  налаживания,  испытания  смонтированных  устройств;

·        Элементы  технической  эстетики;

·        Основные  понятия  о  системах  автоматического  регулирования  и  управления.

                                                                 Должны  уметь

·        Самостоятельно  разрабатывать  печатные  платы  для  монтажа  радиоэлектронных  устройств  средней  и  повышенной  сложности;

·        Разрабатывать  и  изготовлять  различные  радиоэлектронные  устройства  с  применением  цифровых  и  аналоговых  микросхем;

·        Грамотно  применять  электро-радиоизмерительные  приборы  для  наладки  изготовленных  радиоустройств;

·        Разрабатывать  и  конструировать  учебно-демонстрационные  пособия  по  радиотехнике.

     

                             

              

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.  Бессонов  В.  «Кружок  радиоэлектроники». – М.:  Просвещение,  1993.

2. Борноволоков  Э.П.  «Лучшие  конструкции  радиолюбителей»  М.  ДОСААФ  1975.

3. Борисов  В.Г.  «Кружок  радиотехнического  конструирования»  М.  «Просвещение»,  1990.

4.  Варламов  Р.  «Мастерская  радиолюбителя»  //  Радио  и  связь,  1983.

5.  Галкин  В.  Начинающему  радиолюбителю. – Минск,  1995.

6. Галустов  «Радиотехнические  цепи  и  сигналы»  М.  Радио  и  связь  1975.

7.  Иванов  Б.  Энциклопедия  начинающего  радиолюбителя. – М.,  1992.

8. Комский  Д.  Кружок  технической  кибернетики. – М.:  Просвещение,  1991.

9.  Партин  А.С.  «Введение  в  цифровую  технику»  М.  Радио  и  связь  1987.

10.  Программы  для  внешкольных  учреждений.  Технические  кружки  по  электроники,  микропроцессорной  технике. – М.:  Просвещение,  1987.

11.  Путятин  Н.  В  помощь  начинающему  радиолюбителю. – М.:  Энергия,  1980.

12.  Фролов  В.  Язык  радиосхем.  //  Радио  и  связь,  1989.

13.  Эндерлайн  Р.  Микроэлектроника  для  всех. – М.:  Мир,  1989.

14.  Журнал  «В  помощь  радиолюбителям»  № 94  М.  ДОСААФ  1986.

15. Журнал  «Радио»  № 6  М.  Патриот  1
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»